"Свой Круг" Художники нонконформисты в собрании Александра Кроника
 
Григорий Борисович Забельшанский

Искусствовед, Родился 23 августа 1943 г. Окончил ЛГУ, специалист по истории архитектуры. Автор публикаций по истории искусства, семиотике архитектуры и теории композиции.
Живёт и работает в Москве.

Григорий Забельшанский


В семидесятые —восьмидесятые годы карьерному будущему молодого человека «порочащие его связи» с художниками московского андеграунда ничего хорошего не сулили, в особенности если принять во внимание его не вполне «нордическое» происхождение... Кронику было чем рискнуть и что терять. В свои двадцать с небольшим он стал вполне преуспевающим московским адвокатом, хозяином шикарной по тем временам квартиры на проспекте Вернадского, в ближайшем соседстве с жилищем легендарного Георгия Дионисовича Костаки.

Прогуливая собаку, Кроник часто захаживал в гости к широко в те годы известному в узких кругах художнику Мише Федорову-Рошалю, еще одному рано ушедшему из жизни классику московского концептуализма и соц-арта, члену легендарной группы «Гнездо». Там мы и познакомились. Некоторые из полотен, объектов и инсталляций, находившихся тогда в «нехорошей квартире», ныне украшают стены Третьяковки на Крымском валу, иные осели в зарубежных коллекциях и музеях, но многие исчезли без следа.

В «спецхранах», также на помойках и свалках без следа исчезло великое множество произведений «другого искусства». Большая часть сохранившегося оказалась в зарубежных коллекциях и за редкими исключениями недоступна не только в силу их удаленности. В нашей же стране коллекционирование искусства, в особенности нонконформистского, считалось занятием подозрительным, почти криминальным. Музеи его не то чтобы не покупали: у них и мысли такой не возникало. Так что целый пласт российской художественной культуры доступен нам сегодня лишь благодаря энтузиазму и смелости немногих коллекционеров и собирателей, таких как Талочкин, Санович, Колодзей, Кроник и некоторых других.

Банальное утверждение, что любое собрание несет на себе отпечаток личности собирателя, потому и банально, что справедливо. Справедливо оно для коллекций бабочек и роз, спичечных коробков и пивных этикеток; вдвойне справедливо для собраний живописи и графики и втройне, если речь идет о коллекции Александра Кроника. Она — запечатленная история его знакомств, чаще всего переросших в дружбу. Историю некоторых Кроник рассказывает на страницах этой книги, другие — остались за ее пределами: для описания всех понадобился бы многотомник...

Кроник — благодарный собиратель. Он тщательно систематизирует, исследует и публикует свою коллекцию. Вещи из его собрания часто появляются на выставках в московских музеях и галереях. Но подлинной своей жизнью они живут только в доме коллекционера.

Друзей и знакомых у него по-прежнему много, быть может, даже больше, чем в годы юности. И все же круг их, естественно, ограничен. Нет сомнения в том, что издание книги, посвященной собранию Александра Кроника, этот круг существенно расширит. [...полный текст читайте в книге]