"Свой Круг" Художники нонконформисты в собрании Александра Кроника

Александр Кроник

Двадцать пять лет назад, читая книги об импрессионистах, Александр Кроник подумал, что и рядом с ним живут настоящие творцы, непризнанные гении. Первым Мастером, которого он близко узнал, был блистательный художник Анатолий Зверев — человек-легенда, богемный мудрец и философ, продававший свои рисунки и портреты за три рубля или бутылку водки. С покупки картины Зверева осенью 1984 года и началась коллекция. Знакомство со Зверевым быстро стало дружбой, художник, не любивший своего дома, периодически жил у своего младшего приятеля, чем помог расширить тому круг знакомых в среде московского андеграунда. Кроник стал свидетелем того, как фантастически быстро и точно работал Зверев — однажды он сделал чудесный рисунок лошади за 18 секунд.

Некоторое время жил у Кроника и Дмитрий Плавинский, скрываясь от милиции, грозившей посадить художника в тюрьму, как не работающего (тогда в СССР существовала уголовная статья «За тунеядство»). Зимой 1987 года А. Кроник познакомился с Владимиром Яковлевым, гениальным художником, почти слепым, постоянно жившим в интернате психиатрической больницы. Через 11 лет, вернувшись из эмиграции, он с друзьями регулярно навещал Яковлева в интернате, покупая его работы.

Лето и часть осени 1987 года в деревенском доме, который снимал А. Кроник, жил гениальный русский писатель Венедикт Ерофеев, автор культовой книги «Москва-Петушки».

В жизни каждого увлеченного коллекционера есть случайные и счастливые находки — один из друзей Кроника нашел сумку с десятью офортными досками художника Владимира Янкилевского. Кроник пишет о нем как об исключительно интеллигентном и доброжелательном человеке. С большой теплотой Кроник рассказывает и о своем однокашнике, художнике Никите Гашунине, с фантастическим упорством собиравшем свои уникальные скульптуры-объекты из детских конструкторов, гаек и болтов, старых часовых механизмов. Исключительно важным для себя событием А. Кроник считает знакомство и близкую дружбу с московским коллекционером Игорем Сановичем, незаурядным человеком, обладателем фантастической коллекции. У коллекций, пишет Александр Кроник, есть материальная и духовная составляющие. Духовная — это жизненный опыт, отношения с художниками и коллекционерами, развитый глаз, вкус, интуиция. И это, возможно, главное приобретение.
[...полный текст читайте в книге]


Мне удалось запечатлеть все стадии рождения зверевской картины. Москва. 1986
Фото Александра Кроника.
[ увеличить ]

 

Дмитрий Плавинский печатает офорт в своей мастерской на Маяковской. Москва. 1986
Фото Александра Кроника
[ увеличить ]

 

Венедикт Ерофеев с Уланом. Верховье. 1987
Фото Александра Кроника
[ увеличить ]

 

Владимир Яковлев в московском психоневрологическом интернате № 30. 1987.
Фото Александра Кроника.
[ увеличить ]

 

Владимир Янкилевский
с женой Риммой Солод.
Москва. 2007
Фото Александра Кроника.
[ увеличить ]

 

Никита Гашунин и Игорь Санович
в мастерской Гашунина.
Москва. 28 июля 2003 года
Фото Александа Кроника.
[ увеличить ]

 

 

Виктор Михайлов-Романов.
Москва. 1984
Фото Александра Кроника.
[ увеличить ]

 

Виктор Казарин, Анатолий Зверев, неизвестная и Сергей Бордачев на выставке «Зверев – Казарин».
Москва. 1986
Фото В. Песцова.
[ увеличить ]

 

Владимир Немухин и Александр Кроник в мастерской Немухина.
Москва. 2000
Фото Леонида Огарева.
[ увеличить ]